Трехлетний возраст – это своеобразный порог в развитии малыша, после которого наблюдается стремительное расширение кругозора и формирование речевых навыков. Безусловно, все детишки развиваются по-разному, одни начинают говорить раньше и буквально без остановки, другие ленятся произносить слова и вообще производят впечатление молчунов. Однако в три годика каждый нормально развивающийся малыш прекрасно понимает, что ему говорят взрослые.
И хотя, как уже было сказано, развитие речи происходит индивидуально, есть общие моменты, которые вписываются в норму, а также аномалии, которые должны насторожить родителей.
Что является нормой:
• Трехлетний малыш старается выразить свои мысли различными способами. Словарный запас находится на уровне полутора тысяч слов (в четыре года он возрастает до двух тысяч).
• Ребенок старается подражать взрослым в поведении и речи, внимательно прислушивается, пытается выговаривать слова правильно и четко, правда, часто это звучит наоборот очень смешно.
• Нередко малыши создают свои собственные словоформы и рифмы, пытаются сочинять что-то типа стихов.
• Однако развитие речи у трех-четырехлетних детишек еще довольно слабое, мало кто из них может рассказать что-либо логично и связно. Но ошибки в грамматике, падежах, предлогах и ударениях являются вполне нормальным явлением, так же как и перестановка слогов или путаница в звуках.
• Речевой аппарат в три года еще не развился в физиологическом плане, поэтому для многих детей представляют сложность шипящие, свистящие и сонсорные звуки (ш, с, л, р).
• К четырем годам дети начинают активно употреблять в речи наречия (тепло, красиво и пр.), сопоставлять местоимения с конкретными предметами (его игрушка, моя машинка, твое мороженое). Ребенок произносит слова разборчиво и внятно, общается с посторонними, меняет тембр и громкость речи.
Отклонения от нормы или на что необходимо обратить внимание
Если родители замечают, что речь их ребенка отстает от нормы, характерной для данного возраста, то следует не впадать в панику, а проконсультироваться со специалистами (педиатром, психиатром, отоларингологом, неврологом, логопедом, сурдологом). Если говорить конкретно об отклонениях, то это:
• Запаздывание с появлением первых слов
• Очень медленный рост словарного запаса, неумение отвечать на простые вопросы
• Неумение или нежелание строить развернутые фразы с подлежащим, сказуемым, дополнением
• Непонятная речь, тарахтение, растягивание или быстрое произношение слов, проглатывание окончаний
• Невозможность построения своих предложений, а только повторение услышанных
• Повышенное слюноотделение, приоткрытый рот.
Возможные причины отставания ребенка в речевом развитии
• Недостаточная стимуляция со стороны родителей
• Отсутствие внимания при постановке речи
• Разговор с малышом на его языке (типа «сюси-пуси»)
• Заболевания мозга, нарушение слуха
• Недоношенность, частые болезни
• Проблемы в период беременности или при родах.
Что требуется от родителей
• При общении с малышом не опускайтесь до его уровня, а наоборот, старайтесь поднять его до своего. То есть будьте примером для подражания
• Не отмахивайтесь от постоянных «почемучек», старайтесь отвечать на все вопросы понятно и доходчиво
• Общайтесь с ребенком как можно больше, читайте книжки, включайте записи сказок, песенок, стихов, внимательно выслушивайте свое чадо, поправляйте деликатно ошибки
• Ребенок развивается в общении со сверстниками, поэтому не запрещайте ему играть с друзьями
• Просите малыша, чтобы он рассказывал о своих делах, играх, мыслях.
Мнение врача:
Речевое развитие детей 3-4 лет является важным показателем их общего развития. Врачи отмечают, что в этом возрасте дети обычно активно набирают словарный запас, начинают строить простые предложения и улучшают свою артикуляцию. Однако, отклонения от нормы могут быть замечены в случае, если ребенок испытывает трудности с произношением звуков, не может связать слова в предложения или не проявляет интереса к общению. В таких случаях важно обратиться к специалистам – логопеду и детскому неврологу, чтобы своевременно выявить и корректировать возможные проблемы в речевом развитии. Раннее выявление и помощь специалистов могут значительно облегчить процесс развития и обучения ребенка.
Опыт других людей
Речевое развитие детей 3-4 лет играет ключевую роль в их общении и понимании мира. В этом возрасте дети активно расширяют свой словарный запас, начинают строить сложные предложения и задавать вопросы. Однако, нормы развития могут различаться у каждого ребенка. Некоторые дети могут опережать сверстников в развитии речи, в то время как у других могут наблюдаться отклонения, такие как заикание или недостаток словарного запаса. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и важно обращаться за помощью к специалистам, если возникают серьезные проблемы с речевым развитием. Внимание и поддержка окружающих играют важную роль в помощи детям преодолеть трудности и развить свои языковые навыки.
Частые вопросы
Как должен разговаривать ребенок в 3 4 года?
Дети в возрасте 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями. К 4 годам ребенок должен правильно произносить свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использовать в речи сложноподчиненные предложения: “Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные”, рассказывать о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
Как отражаются речевые нарушения на развитие речи детей?
Отклонения в развитии речи отражаются на жизни ребенка: затрудняется общение с окружающими, замедляются познавательные процессы, появляются нарушения в эмоционально-волевой сфере, возникают трудности в обучении письму и чтению.
Какие слова должен знать ребенок в 3 года?
В этом возрасте у ребенка уже довольно большой словарный запас – от 1000 слов. Малыш может рассуждать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях. Дети активно запоминают новые слова, играют с ними (меняют произношение, рифмуют, придумывают звуковые комбинации).
Какие звуки должен говорить ребенок в 3 года?
К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’]. До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т. д.).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к общению и разговорам, задавайте ему вопросы, активно участвуйте в его рассказах. Это поможет развить речевые навыки и расширить словарный запас.
СОВЕТ №2
Играйте в разнообразные игры, которые способствуют развитию речи: загадывайте загадки, рассказывайте сказки, играйте в “Магазин” или “Доктора”, где ребенок будет выражать свои мысли и желания.
СОВЕТ №3
Обращайте внимание на произношение ребенка и корректируйте его без стресса и критики. Поощряйте правильное произношение звуков и слов, моделируйте правильное произношение.
https://youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI