«Когда я ещё был маленький мальчик, мне было очень интересно, почему нельзя делить на ноль. То есть меня не удивлял сам факт запрета — уже тогда мне было понятно, что в этом мире вообще ничего нельзя делать интересного и приятного, а наоборот, нужно делать скучное и противное. Умываться, например, нужно, а побрызгаться уже нельзя. Но мне было интересно, что же будет, если все же на этот ноль разделить?»
Дмитрий Горчев. Деление на ноль.
Как всякие думающие родители, перед тем, как наказать ребенка за проступок, мы стремимся выяснить, а почему собственно он нарушил запрет? И было ли это табу действительно необходим, или мы просто немного перегнули палку в своем желании все контролировать?
Парадокс заключается в том, что дети нарушают запреты по тем же причинам, что и взрослые. Например, мы едим после 6-ти или употребляем «вредные» продукты, запрещенные нам врачами потому что…не можем устоять перед соблазном. Мы опаздываем на работу или на встречу, из-за того, что позволили проявить несобранность: проспали, долго собирались, не приготовили вещи с вечера. Бывает, мы делаем что-то неправильное под влиянием эмоций и сиюминутного порыва. Сорвем красивый цветок с клумбы, швырнем чашку в стенку, нарушим ПДД (некоторые делают это ежедневно).
Правила существуют для того, чтобы их нарушать
Если говорить о маленьких детях, то чаще всего они нарушают запреты в силу своей непосредственности. Забыли, увлеклись, отвлеклись, а как результат – совершили нечто запрещенное. Во многом вероятность разного рода «правонарушений» зависит и от количества табу, окружающих ребенка. Дети лет до 3-х лет только и слышат: нельзя, не трогай, не бери, не лезь, не ешь, не рви. А когда все вокруг под запретом, этот самый запрет несколько теряет свою силу, и перестает оказывать надлежащее воздействие.
На самом деле в большинстве случаев можно обойтись без запретов, если уделить малышу чуть больше внимания. Кроха пытается залезть на стул? – Не спешите применять коронное «нельзя», поддержите его и помогите покорить эту гору. Бутуз разыгрался, и начал рвать книжку? – Спокойно заберите книгу, предоставив альтернативу: книжки рвать нельзя, но мы можем пустить в расход газеты и журналы.
Психологи рекомендуют создавать систему запретов, основанную на уровне потенциального риска. В тех случаях, когда ребенок делает нечто неприятное, но не опасное (раскидывает вещи, стучит крышками по полу, прыгает на диване), можно употреблять слова «нельзя», «не надо», «перестань». Но! Если малыш занят чем-то потенциально опасным (тянет руки к горячей кастрюле, побежал в сторону крутой лестницы, стащил опасный предмет), то следует применять слово, отличное от обычных. Например, «СТОП». Тогда, в случае действительно опасных ситуации сознание крохи не будет перенасыщено запретами, и он всегда сможет адекватно отреагировать на кодовое слово.
Некоторый диссонанс в восприятие мира приносит непостоянство. Это та ситуация, когда иногда что-то делать нельзя, а в другое время можно. Например, если мама устала, или ей некогда заниматься с ребенком, а нужно сделать неотложные дела, то сыну МОЖНО смотреть мультики. А в любое другое время – НЕЛЬЗЯ. Или такая история – в семье моих друзей детям разрешают бегать, прыгать, кричать и стоять на голове. Но вдруг на недельку приезжает тетушка из другого города, и родители наказывают: «Ведите себя тихо! Не бегайте, не путайтесь под ногами». Естественно, детям сложно осознать такую смену полюсов и быстро перестроиться.
Будьте последовательны в трансляции тех законов, которые приняты в вашей семья. Если что-то делать нельзя, то нельзя. Совсем.
Наряду с остальными, одна из самых частых причин нарушения «домашних законов» это прощупывание границ. К этому склонны как малыши, так и подросшие дети. Ребенок, сколько бы лет ему не было, остается существом любопытным и не лишенным таланта экспериментатора. Во многих случаях дети нарушают запреты, чтобы ПРОЩУПАТЬ ГРАНИЦЫ дозволенного. «Мама что-то не разрешает… а если я заплачу, может быть получу свое? А если упаду на пол и буду биться в истерике? А если сделаю как хочу, наперекор… последует ли за этим какое-либо наказание, или я смогу безобразничать и дальше?».
Забавно получается – зачастую сами родители провоцируют (бессознательно, конечно) нарушать запреты. Дети всегда берут пример с взрослых, особенно хорошо это видно в младшем возрасте. Глядя на маму, малыш учится есть ложкой, отряхивать ручки, мыться, чистить зубки и выполнять другие простейшие задачи. Точно также и подросшие дети продолжают подражать (не всегда осознанно) родителям. Поэтому, если вы часами сидите за компьютером, не удивляйтесь, что ребенка за ущи не оттащить от гаджетов. Если вы питаетесь вкусными, но не всегда полезными пельменями, сосисками, конфетами, то ропщите, что ребенок отворачивается от тарелки овощного рагу.
Говоря о подростках нельзя не упомянуть, что тема личного примера здесь актуальна, как никогда. Хотите, чтобы сын говорил на правильном русском языке, без дурных слов? Чтобы он не хамил, не повышал голос? – Тогда в первую очередь держитесь такой линии поведения сами.
В школьные годы самые частые табу это: «не дружи с одноклассником, он из плохой семьи; не пей пиво, не прогуливай школу, не возвращайся домой поздно, и прочее». И если время пребывания ребенка домой вы еще можете как-то контролировать, то изыскания в области алкоголя и поиска друзей уже отходят за пределы вашей компетенции.
И здесь не лишним будет отметить, что в подростковом возрасте какие-то запреты надо ослабить, другие пересмотреть. Ребенок стоит на пороге взросления, и вы уже не можете ни морально, ни физически контролировать каждый его шаг. Так может быть стоит чуть ослабить удила, тогда и подростку не придется лишний раз нарушать запреты. Особенно, если они не обоснованы. Право же, старшеклассник сам может решить с кем ему общаться, как одеваться и стоит ли есть ведро мороженного вместо сбалансированного ужина.
Используя РАЗУМНЫЙ подход к системе запретов в семье, многих проблем можно будет избежать. Однако, это не панацея, и время от времени дети все равно будут нарушать запреты. Потому что они – дети. Потому что им – так хочется. Потому что запретный плод всегда манит своим ароматом. Потому что даже мы, опытные и разумные взрослые, тоже время от времени имеем слабость игнорировать запреты.
Мнение врача:
Дети часто нарушают запреты из-за недоразвитости передней части мозга, отвечающей за контроль поведения и принятие решений. В этом возрасте они еще не обладают полной способностью к самоконтролю и анализу последствий своих действий. Кроме того, дети могут испытывать сильное желание исследовать мир вокруг себя, что иногда приводит к нарушению установленных правил. Важно помнить, что воспитание и обучение играют решающую роль в формировании правильного поведения у детей. Родители и педагоги должны быть терпимыми, но последовательными в установлении границ и объяснении причин запретов, помогая детям развивать навыки самоконтроля и осознанного поведения.
Опыт других людей
Родители, педагоги и психологи высказывают разные мнения о причинах нарушения детьми запретов. Одни считают, что это проявление непослушания и нежелания следовать правилам. Другие утверждают, что дети нарушают запреты из-за желания проверить границы и испытать свою независимость. Некоторые эксперты утверждают, что нарушение запретов может быть следствием недостатка внимания со стороны взрослых или же попыткой привлечь к себе внимание. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и причины его поведения могут быть разнообразными. Главное – общение, понимание и поиск подходящих методов воспитания, чтобы помочь ребенку осознать последствия своих действий и научиться уважать правила общества.
Частые вопросы
Почему ребенок ведет себя вызывающе?
Дети с СДВГ часто ведут себя вызывающе для привлечения внимания, чтобы скрыть внутренние переживания. Роль классного шута для ребенка с СДВГ может быть способом борьбы с тревожностью. Вы можете помочь ребенку найти более здоровые копинговые стратегии (действия человека для преодоления стрессовых ситуаций).
Как правильно запрещать ребенку?
Запретов не должно быть много. Подумайте, действительно ли то, что вы ходите запретить, имеет непоправимые последствия? … Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым. … Нельзя – значит нельзя! … Выберите подходящую интонацию. … Не ссылайтесь на мнение других людей.21 нояб. 2021 г.
Для чего нужны запреты?
Запреты необходимы, чтобы показать маленькому человеку, как можно себя вести в обществе и как нельзя, что может быть опасно для него и окружающих, что вызывает вашу злость. Как и другие правила, запреты делают мир понятным и предсказуем.
Что нельзя разрешать ребенку?
Бегать, прыгать, пачкаться, играя на улице Эти опасения вполне оправданы, чего не скажешь об испачканной или порванной одежде, которую легко постирать и зашить. Стоит обсудить с ребенком правила поведения на детской или спортивной площадке, но не запрещать ему бегать, прыгать и лазить.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Постарайтесь понять причину поведения ребенка, общайтесь с ним, выясняйте, что его беспокоит или тревожит.
СОВЕТ №2
Установите четкие правила и границы для ребенка, объясните им причины этих правил и последствия нарушений.
СОВЕТ №3
Поощряйте хорошее поведение ребенка, используйте положительное подкрепление вместо наказаний.