Условные категории состояния психического и физического развития детей называются группами здоровья. Такое распределение помогает определить необходимость, масштаб лечебных и профилактических мероприятий. Группы здоровья детей и подростков определяют уровень физической нагрузки, особенности рациона. В некоторых случаях необходимо установить ограничения для занятий той или иной деятельностью.
Что такое группа здоровья
Медицинское обозначение, которое применяется для анализа состояния организма ребенка, называется группой здоровья. Для того чтобы отнести состояние здоровья к одной из категорий, проводится профилактический врачебный осмотр, ряд инструментальных, лабораторных исследований, обследование психологом или психиатром. Для причисления ребенка к определенной категории во время диспансеризации (медосмотра) его осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, оториноларинголога, хирурга, кардиолога, невропатолога.
Окончательный вердикт о присвоении той или иной категории выносит врач-педиатр на основании заключений узких специалистов, после чего заносит данные в карту пациента. Оценка состояния физического и психического состояния необходима для определения объема дальнейшего оказания медицинской помощи. Иногда детям требуется особый домашний уход или в специализированных учреждениях под контролем квалифицированного персонала.
Мнение врачей:
Группы здоровья детей для распределения важны для эффективной работы медицинского персонала. Врачи выделяют несколько основных характеристик, которые помогают определить подходящую группу для каждого ребенка. Среди них – возраст, наличие хронических заболеваний, аллергий, физическое и психическое развитие. Учитывается также иммунитет, наследственность, образ жизни и питание. Эти факторы позволяют определить особенности здоровья каждого ребенка и разделить их на группы для более целенаправленного медицинского наблюдения и ухода.
Критерии определения
Классификация критериев состояния организма, на основании которых проходит установление группы здоровья детей, разнообразна и подразумевает шесть основных принципов, согласно которых и принимается решение об определении категории. К ним относят:
- физическое здоровье, развитие;
- наличие генетических патологий;
- развитие органов, систем;
- сопротивляемость организма внешним факторам;
- психическое, психологическое состояние.
Физическое здоровье и развитие
В этот критерий входят основные физические характеристики – вес, рост, окружность головы, груди, пульс, гармоничность, пропорциональность развития тела. С развитием малыша врачи отслеживают, когда он начал поднимать, держать головку, улыбаться, садиться, ползать, ходить и говорить. Существует таблица и шкала норм, в которой по месяцам отражены все навыки, которыми должен владеть ребенок в том или ином возрасте. При наличии отклонений необходимо исследовать, диагностировать их характер, определить, имеются ли осложнения, как сильно они отразятся на дальнейшей жизни.
Опыт других людей
Группы здоровья детей – это специальные классы, созданные для детей с определенными здоровыми проблемами. Распределение детей по таким группам осуществляется с учетом их физического и психологического состояния. Родители высоко оценивают работу таких групп, отмечая индивидуальный подход к каждому ребенку и квалифицированных специалистов, работающих с ними. Дети, посещающие группы здоровья, получают не только необходимую медицинскую помощь, но и развиваются под пристальным вниманием педагогов. Важно, что в таких группах создается дружественная и поддерживающая атмосфера, способствующая не только физическому, но и эмоциональному и социальному развитию детей.
Наследственность
При осмотре новорожденного педиатр должен провести тщательный опрос родителей на предмет наличия в семье заболеваний, которыми страдают кровные родственники. С помощью генетических исследований, которые будущие мамы делают в период беременности, определяют риск развития наследственных патологий у ребенка. В данный критерий входят не только генетические заболевания, но и ход родов, течение гестации, развитие малыша в первые недели жизни.
Развитие систем и органов
На протяжении первых лет жизни младенца происходит основное развитие, становление всех органов и систем в организме, их рост, «настройка». Для оценки развития организма назначают ультразвуковое исследование (УЗИ), общие анализы крови, мочи, функциональные пробы и другие обследования. Особое внимание медработники уделяют сердечно-сосудистой, нервной, мочеполовой системе, пищеварительному тракту.
Сопротивляемость организма внешним инфекциям и факторам
Подверженность ребенка простудным заболеваниям (ОРЗ) или болезненность – один из основных критериев оценки работы организма. Если маленький пациент часто болеет (более 3–4 раз в течение года), то это означает несостоятельность иммунитета. Для уточнения диагноза следует назначить дополнительные клинические обследования для выявления причины такого состояния, в соответствии с которыми может быть присвоена определенная категория.
Статьи по теме
- Омник – инструкция и механизм действия, противопоказания, побочные эффекты, схема приема и аналоги
- Что такое репродуктивное здоровье мужчины и женщины – что вызывает патологии, методы лечения и охраны
- Антацидные препараты – механизм действия, побочные эффекты, противопоказания и стоимость
Психологическое и психическое развитие ребенка
Оценку неврологического и психологического состояния малыша проводят психолог и невролог. После собеседования и осмотра выявляется наличие отклонений. При обследовании учитывается речь малыша, его реакции на родителей, игрушки, картинки и других детей, наличие беспокойства, плаксивости, капризов. Врач-невролог исследует рефлексы (коленный, локтевой, реакции на хлопок). У грудничков определяют наличие рефлекса спонтанного ползания, сосания, хватания.
Распределение детей по группам здоровья
Большое значение в распределении детей по группам здоровья имеет осмотр узких специалистов, генетические и инструментальные исследования. Необходим тщательный сбор анамнеза для выявления генетических патологий, определения частоты заболеваемости инфекционными патологиями. Одним из ключевых факторов является определение уровня психического и интеллектуального развития пациента. Основные критерии распределения указаны в таблице.
Группа здоровья |
Гармоничность развития |
Наличие хронических патологий |
Функциональное состояние систем, органов |
Резистентность, реактивность |
---|---|---|---|---|
Первая. |
Соответствует возрасту. |
Отсутствуют. |
Без отклонений. |
Редкие (не чаще 1-2 раз в год), легко протекающие заболевания. |
Вторая. |
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела первой степени. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или имеет незначительные отклонения. |
Отсутствуют. |
Имеются незначительные функциональные изменения. |
Редкие, нетяжелые по характеру течения простудные заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия. |
Третья. |
Дефицит или избыток массы тела первой или второй степени, низкий рост, нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отстает. |
Имеются хронических заболеваний в стадии компенсации или субкомпенсации. |
Имеются функциональные отклонения. |
Продолжительные острые респираторные заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления, восстановления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна, аппетита, субфебрилитет) |
Четвертая. |
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела первой, второй или третьей степени, непропорциональное телосложение, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
Имеются тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации. |
Изменение функций пораженных органов, выраженные проявления заболевания. |
Частые обострения основного хронического заболевания. |
Пятая. |
Дефицит или избыток массы тела второй или третьей степени, низкий рост, нервно-психическое развитие значительно отстает от нормы. |
Имеется тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности. |
Выраженные изменения функций пораженных органов, систем. |
Частые обострения основного хронического заболевания. |
Характеристика и виды
Каждая категория здоровья маленьких детей, школьников, подростков имеет свои особые характеристики. Согласно приказу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по стандартам выделяют 5 групп развития и здоровья. Ребенку присваивается та или иная категория на основании результатов квалифицированной медицинской комиссии. Во время развития ребенка его группа может меняться под влиянием внешних и внутренних факторов.
Первая
К этой категории относятся полностью здоровые малыши, подростки, которые не имеют никаких заболеваний, особенностей строения тела и функционирования. Их физическое и психическое здоровье полностью соответствуют нормативным измерениям. Согласно статистике, первая группа здоровья у детей составляет только 10%. Учитывая отсутствие патологий, дети, причисленные к этой категории, все равно должны проходить профилактические осмотры в полном объеме в поликлинике.
Вторая
Самая распространенная – вторая группа здоровья у детей. У малыша имеются несущественные отклонения в развитии, снижена иммунная защита организма. Отсутствуют серьезные дефекты развития, хронические патологии. Может отмечаться небольшая задержка в физическом развитии: избыточная или недостаточная масса тела, сниженная острота зрения и др.
Третья
Малыши и подростки, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями относятся к третьей группе. Пациенты этой категории, как правило, имеют нормальное физическое развитие, но у них могут быть выявлены незначительные отклонения. Третья группа здоровья у ребенка часто сопровождается отклонениями от нормы нервно-психических показателей.
Четвертая
Маленькие пациенты, подростки с хроническими патологиями в стадии декомпенсации, обострения или в неустойчивой ремиссии относятся к четвертой категории. Кроме того, сюда относят малышей с осложнениями после травм, хирургических операций. У таких деток зачастую нервно-психическое и физическое развитие сильно отстаем от нормы, им необходимо постоянное наблюдение и поддерживающее лечение.
Пятая
Представителями этой категории здоровья являются пациенты с тяжелыми сочетанными хроническими патологиями (ремиссии редкие или отсутствуют) с присоединением серьезного отставания в физическом, психическом развитии. У таких детей поражена не одна система органов, а сразу несколько. Нередко присоединяются значительные осложнения (потеря возможности двигаться, говорить и т.д.). Детям этой группы присваивается статус «ребенок-инвалид».
Физическая и социальная активность детей из разных групп здоровья – рекомендации врачей
В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:
- Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
- Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
- Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
- Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.
Видео
Внимание!
Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.
Статья обновлена: 16.04.2018
Частые вопросы
Как распределяют детей по группам здоровья?
В четырех детских садах дети с 1-й и 2-й группами здоровья суммарно составляют 80–82%. В пятом детском саду детей с 1-й группой здоровья – 10%, со 2-й – 18%, с 3-й – 72%. То есть в пятом детском саду большинство детей – с хроническими заболеваниями.
Какие бывают группы здоровья у детей?
Уважаемые родители! … I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием.II группа здоровья – входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные нарушения. … III группу здоровья составляют дети с редкими обострениями хронических заболеваний.Ещё
Какие группы показателей используют для оценки здоровья детей?
наличие или отсутствие хронической (в т. ч. … функциональное состояние органов и систем, резистентность и реактивность организма, уровень гармоничности физического и нервно-психического развития.
Как делятся группы здоровья?
Под группами здоровья понимают 5 групп (I, II, III, IV, V) ,в которые зачисляют детей в соответствии с оценкой их здоровья.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите характеристики различных групп здоровья детей, чтобы понимать особенности каждой из них.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на критерии, по которым происходит распределение детей по группам здоровья, чтобы быть готовыми к возможным изменениям.
СОВЕТ №3
Поддерживайте коммуникацию с педагогами и медицинским персоналом, чтобы вместе следить за здоровьем детей и эффективно управлять группами здоровья.